От автора: только сейчас, через несколько дней после выхода альбома, я решил опубликовать этот обзор. Написан он еще в конце января, по материалам версии для СМИ. По идее, в «Твоей Вертикали» будет интервью, в «Журнале молодежи» будет маленькая аннотация и отчет с концерта. А у меня в рассылке и на сайте будет данный материал...
Как-то так получилось, что вся активная часть сессии у меня прошла под «знаком Никитаевой», если так можно выразиться. Когда я, трясясь от счастья, получил «СМИшную» демо-запись альбома и загрузил ее в плеер, я как-то приуныл не было того впечатления удара кувалдой по голове, которое возникло после прослушивания «Феникса» (извиняюсь за сравнение двух альбомов, которые сравнивать-то не следует, но удержаться не могу). Однако, прослушав альбом пару раз, я с удивлением осознал, что его хочется слушать еще раз. Слушав его больше недели, каждый день, раз по несколько, я начал понимать, что эта чудесная пластинка обладает способностью не надоедать, сколько ее ни слушай.
На этой оптимистичной ноте я приступлю к глубокому анализу содержимого альбома, и закончу общим позиционированим альбома. Выходит он весной и конкурентов у него не намечается. Поющие в схожем жанре Земфира, Сурганова и Мара отстрелялись год назад, Снайперы вышли недавно с «Тригонометрией2», так что обстановка на музыкальном рынке будет благоприятной.
Окончательно утомив голову многомудрымы размышлениями, было бы неплохо принять «Болеутоляющее» так называется первая песня с диска. Ударное вступление, на удивление мелодичное, легко узнаваемое думаю, это одна из причин того, что песня идет первой, как явный хит. Узнаваемый «никитаевский» надрывный стиль исполнения, который так любят поклонники и так не любят недоброжелатели, никуда не делся. Получилась такая крепкая рокерская вещь, которую не постесняются ротировать на «Нашем радио», но на которую будет крайне сложно снимать клип.
Между прочим, кое-кто из музыкальных критиков (из заслуживающих внимание критиков, конечно же) считает, что Елена больше поэтесса, чем певица. У всех ее песен очень хороший текст, причем как с поэтической, так и со смысловой точек зрения. Да, ее музыка может служить фоном, однако она может стать и пищей для размышлений. Не каждый поймет удовольствие от спокойной полудремы в наушниках, когда мысль отправляется в неуправляемые странствия по фантастическим мирам, созданным воображением по мотивам песен Никитаевой...
Второй трек, встречающий слушателя очаровательной «гитарно-тамтамной» аранжировкой, называется «Тамтам», и оставляет ощущение светлой грусти. Песня очень нежная, но ни в один наш проклятый всеми ценителями музыки «радиоформат» не вписывается. Может, это и к счастью.
Я не буду останавливаться на каждой композиции в отдельности, поскольку это скучно, однако расскажу в общих чертах, что же там, за третьим треком. Интересно, что нежные мелодичные песни сменяются более «рокерскими» композициями, и чередуются так до конца диска. Всего нас ждет 13 треков, которые, как легко догадаться, столь же неоднозначны, как и толкования смысла «чертовой дюжины». Кому-то это число приносит удачу, а кому-то наоборот. Однако готов держать пари, что этот диск неудачу не принесет.
Пожалуй, чтобы дать чуть-чуть побольше информации, я все-таки расскажу о некоторых особенно трогательных творениях Елены. Во-первых, «Дневник», который дал название всему альбому, мне безумно понравился. Во многом благодаря близкой теме, поскольку в Живом Журнале я присутствую, много туда пишу и общаюсь с множеством чудесных людей. Елена, кстати, тоже ведет свой дневник, который пользуется заслуженной популярностью как у любителей музыки, так и у поклонников чистой поэзии. Может быть, именно личная «ЖЖизнь» послужила базой для всего альбома. Конечно, это мои личные догадки, и слишком серьезно их принимать не стоит.
Еще я в восторге от песни «Карина-боль», и от следующей за ней композиции «Море». Первая пробуждает грустно-приятные воспоминания, а вторая напоминает о том, что наша замечательная зима с посыпанными всякой гадостью дорогами, гололедом в самых ходовых местах и прочими радостями имеет границу за которой находится вожделенное Море.
И последнее, что я хотел бы отметить касательно содержимого диска 13-й трек, «Живи» опять же великолепная песня, с хорошим текстом (от которого не веет врожденным дебилизмом автора. Скорее врожденным талантом), в которую хочется вслушиваться.
А теперь наступает самая спорная часть обзора будем рассуждать о месте данного продукта под беспощадным солнцем музыкального Олимпа. В том, что поклонники раскупят весь первый тираж, можно особо и не сомневаться. «Болеутоляющее» уже играет в «Чартовой Дюжине», так что поддержка «с воздуха» у альбома будет. Как я уже говорил, основные конкурентки идти на битву не собираются, и очень надеюсь, что постоянных поклонников станет больше, и, соответственно, участятся концерты.
Воображение это то, что отличает человека от животного, поэтому, будучи Homo Sapiens, попробуем представить, за что же будут ругать этот альбом. Во-первых, самое очевидное подражание. Вроде как первопроходцы прошли, теперь путь закрыт. Однако ругать будут, это точно. Во-вторых, тексты понравятся не всем. И музыка тоже. Могут обругать за местами аскетичные аранжировки. Могут заподозрить в плагиате. Много чего могут, в общем. Поэтому надеюсь на здравый смысл слушателей, которые сначала послушают, а потом будут делать выводы.
Вместе с этим диском мы вполне счастливо прожили две недели. И он пока не надоел, хотя и был прослушан не один десяток раз. А это уже серьезный повод для размышлений.
PS: Обратите внимание на фото обложки диска она с автографом, который Никитаева сама мне дала на пресс-конференции в Хард-Рок-Кафе...