Люблю комедии, что на театральной сцене, что на большом (и малом) экране. Вот довелось мне как-то посмотреть спектакль по пьесе Островского «Банкрот». Ставил Театр им. В. Маяковского, показывали в филиале на Сретенке (в Пушкаревом переулком). Между прочим, я отправился наслаждаться лицедейским искусством с двоюродной сестрой, которая в настоящее время сверкает восходящей звездой в Академии Хореографии. Ну и, попутно, регулярно посещает театры и иногда зовет меня за компанию. На этом, с вашего позволения, лирическое вступление можно заканчивать и переходить к спектаклю.
Идет он три часа, с одним антрактом. Зал не очень большой, слышно хорошо, свет классный, сцена технически продвинута (то бишь снабжена всякими хитрыми механизмами для доставки декораций). Поставил спектакль Евгений Лазарев, а одну из главных ролей играет Ольга Прокофьева (Олимпиаду Самсоновну, дочь купца. А известна эта замечательная актриса по роли Жанны Аркадьевны в «Прекрасной няне»). Надо сказать, что стервы ей удаются замечательно — просто в другом амплуа я ее не видел, к сожалению. Причем играет, как говорится, «с огоньком», очень живо, с некоторой присущей детям непосредственностью. Недаром после спектакля поклонницы хищно накинулись на нее с целью засыпать цветами и получить автограф.
Вообще, труппа, на мой неискушенный взгляд, хорошо сыграна, актеры понимают друг друга и играют прекрасно. Честно говоря, не особо горю желанием перечислять всех актеров, задействованных в спектакле, все это легко почерпнуть из программки (или с сайта театра, который обновляется регулярно и снабжен всей необходимой информацией). Артисты отличные, половина состава — заслуженные.
Лично мне, как прожженному технарю, понравился механизм выезда мебели на сцену. Смена места действия происходит прямо на глазах у зрителей, без выключения света и занавеса. А уж забавнейший мальчик (увидите этого «мальчика» — будете смеяться) Тишка переставляет реквизит с непревзойденным артистизмом, причем очень весело.
Сюжет спектакля, с одной стороны, прост, а с другой — глубок и многогранен. Жил да был богатый купец, и был у него вороватый приказчик, которого он с детства воспитывал, заменил ему отца, вывел в люди. А еще была веселая симпатяга дочка, которая хотела замуж за военного, или, на худой конец, за благородного. Как-то раз, как это часто бывает в сказках, появился демон-искуситель в лице стряпчего Сысоя Псоича (который однажды по пьяному делу забыл в баре прихваченное из суда домой дело). Предложил демон надуть одним махом всех кредиторов — заложить все имущество надежному человеку, а самому объявить себя банкротом. Вернуть долги — скажем, по 25 копеек с рубля, и зажить припеваючи, с деньгами. И кредиты вернем, и денег не отдадим. Поскольку приказчик был вороватый, то сговорились они со стряпчим надуть купца. Пообещал приказчик пару тысяч «за хлопоты», да и завертелось дело.
Как известно, без любви и сказки нету. Есть любовь и в нашей истории — и влюбился приказчик, да не в кого-нибудь, а в Олимпиаду Самсоновну... Ой, чего-то я заболтался, пора и честь знать — не буду больше пересказывать спектакль. Скажу только, что поженились Липа и Лазарь (приказчик), да так и не дали кредиторам 25 копеек на рубль. Сослали папеньку в Сибирь, как злостного неплательщика. И теперь можно приступить к увлекательной процедуре поиска морали в спектакле.
Во-первых, самое очевидное — «не рой яму другому» — хотел купец обмануть кредиторов, да самого и обманули. Получил, в общем-то, по заслугам. Во-вторых, делаем вывод, что родственникам, особенно новоприобретенным, доверять нельзя. А уж если за ними грехи какие водятся, то клювом щелкать не надо, а то живо за него же и ухватят, да к столу подадут. Сюда же можно отнести советы не брать на работу воров и мошенников, да кто ж распознает такого с первого взгляда? В-третьих, дитям (ударение на второй слог) внимание надо уделять, господа и товарищи!.. А то вырастают такие вот стервочки, как Олимпиада Самсоновна, и потом собственного батьку отправляют лес валить. В-четвертых, вспомним пословицу про синицу в руке и журавля в небе. Полетел купец за журавлем, да и упал в долговую яму. Грустно и поучительно.
А ведь это, несмотря ни на что, комедия, и до антракта было страшно смешно. Да и после антракта смешных моментов было хоть отбавляй. Однако вторая часть получилась неожиданно умной и грустной. И только местами забавной. В принципе, рассказ о спектакле на этом можно было бы и закончить, дежурно (и искренне) пожелав обязательно сходить на него и сравнить наши впечатления, однако я, пожалуй, проведу несколько параллелей с современностью. Наша учительница по литературе всегда приветствовала, когда в сочинении по какому-либо произведению будет рассказано о вневременной актуальности, жизненности и так далее в том же духе.
Думаю, все помнят историю господина (язык не поворачивается обозвать его «товарищем») Ходорковского. В сущности, с ним произошло то же, что и с купцом. Он решил замахнуться на большее и упал, с высоты и больно. Понадеялся на «своих людей» в правительстве. Островский гений потому, что он поймал особенность отношений среди «своих» в бизнесе. До революции Савву Морозова (то ли читал, то ли по телевизору видел) правительство Витте аккуратно обанкротило, прихватив его девять миллионов рублей ($4 млрд. на современные деньги), да распродав его собственность в пользу своих же родственников. Он тоже думал, что «свои люди, сочтемся».
А знаете, чем закончился спектакль? Открытием магазина «Лазарь и Липочка», где «вашего мальчика не обманут ни на луковицу». В свете событий спектакля это звучит забавно, но ведь действительно не обманут, как мне думается. Они же заботятся о том, что о них будут думать чужие люди, а родные — да с ними «сочтемся»!..
Кстати, деньги стряпчему и свахе (ага, ей он тоже пообещал, и тоже две тысячи) Лазарь так и не отдал.